top of page

Логотерапия успешно развивается на всех континентах. На 2020 год, 148 институтов в 43 странах мира, очень активно распространяют идеи классической логотерапии Виктора Франкла.

Логотерапия Виктора Франкла

frankl-drawing_gray-1_edited_edited_edited_edited_edited_edited_edited_edited.png

Логотерапией называется психотерапия на основе психолого-антропологической модели, разработанной психиатром и неврологом Виктором Эмилем Франклом. Логотерапия, иногда ещё называемая "третьей венской школой", сегодня представляет собой признанный на международном уровне эмпирически обоснованный психотерапевтический подход.

Другое название, которое приобрела психотерапия Виктора Эмиля Франкла – это смыслоориентированная психотерапия. Основанием к такому названию является сама доктрина Франкла, которая рассматривает человека в его уникальной экзистенциальной парадигме. Терапия Франкла помогает человеку ответственно подходить к тем задачам настоящего, которые ставит перед ним жизнь и обнаруживать те смыслы, которые человеку предстоит реализовать.

Отдельного внимания заслуживает слово логотерапия. Этиология этого слова восходит к греческим словам logos и therapy. Франкл понимает логос как смысл. Терапия сохраняет свое значение - лечение или оздоровление.

Другой ключевой термин, часто встречающийся в трудах основателя логотерапии -это ноос (лат. noos), являющейся также греческим по происхождению, и означающий духовную составляющую человека. Ноэтическое включает в себя присущее только человеку: способность любить за пределами физического, стремление к смыслу, креативность, ответственность, способность к трансценденции и т.д.

Ви́ктор Эми́ль Франкл — австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря.

Виктор Франкл, один из величайших духовных учителей человечества в XX веке. Он не только построил психологическую теорию смысла и основанную на ней философию человека, он раскрыл глаза миллионам людей на возможности открыть смысл в собственной жизни. "Давайте построим мост от человека к человеку - это мост от познания к пониманию - мост должен связать между собой не головы, а сердца".       

                                                     

2.jpg

История логотерапии восходит к 30-м годам двадцатого века. Отталкиваясь от таких направлений, как психоанализ Зигмунда Фрейда и индивидуальная психология Альфреда Адлера, Виктор Франкл разработал основы нового оригинального подхода, которые были им впервые опубликованы в 1938 году. Логотерапия, иногда ещё называемая «третьей венской психотерапевтической школой», сегодня представляет собой признанный на международном уровне эмпирически обоснованный психотерапевтический подход, основами которого являются следующие концепции: свобода воли, стремление к смыслу, смысл жизни.

Франкл разработал концепцию мотивации, непревзойденную до сегодняшнего дня. Он исходил из того, что изначальный поиск и стремления человека обусловлены “волей к смыслу”, которая глубоко заложена в человеке. Это неистребимая тяга человека открыть, найти, осуществить, исполнить смысл. Для Франкла эта “воля к смыслу” была настолько специфически гуманным феноменом, что он не причислял ее только лишь к наследственности или влиянию воспитания и среды, а определял как выражение человеческой духовности. 

Едва ли в психотерапии есть другая такая же отточенная, выверенная концепция, столь же прочно укорененная в своем теоретическом фундаменте и одновременно столь же гибкая в практическом применении, как логотерапия.

Богатство идей Виктора Франкла находит применение в реабилитационных фермах для наркозависимых в Южной Америке, в душепопечительстве в тюрьмах Северной Америки, в японских клиниках по лечению психосоматических заболеваний и травм, в израильских геронтологических проектах, в преподавании этики в школах Европы, в психотерапевтической работе с боссами международных концернов.... Список можно продолжать долго, он займет многие страницы. Логотерапия настолько действенна, что применяется и за рамками психотерапии. Логотерапия- с успехом- адаптируется и применяется в психологии, философии, педагогике, социальной работе, медицине, работе с подростками, в уходе за больными, за престарелыми, в семейном консультировании, в экономике предприятий и т. д. Причем результаты выдающиеся. Логотерапия так глубоко постигла вид под названием «человек» во всем его многообразии, что она созвучна и результатам работ университетских исследователей и ученых высокого ранга, и простому восприятию обычного человека, созвучна сущности великих религий мира и многовековой народной мудрости с ее вечным поиском счастья в жизни. И несомненно, вопрос о смысле будет волновать, поражать и будоражить умы поколения нового тысячелетия...

Наследие Виктора Франкла сегодня, еще более актуально, чем раньше. Один из ключевых тезисов гласит: феномен человека не сводится к набору биофизических параметров, человеку свойственно специфическое, чисто человеческое измерение. Франкл назвал его «духовным измерением» и сконцентрировал свои исследования на том, чтобы именно с помощью этого измерения облегчать и преодолевать душевные расстройства и кризисы.

Виктор Франкл создал образ потенциально свободного человека, который может в любых обстоятельствах сформировать правильную внутреннюю позицию вопреки собственной генетической предрасположенности или особенностям, возникшим под влиянием среды. Благодаря свойственному такому человеку «упрямству духа» он не позволит, чтобы им управляли инстинктивные импульсы, комплексы неполноценности или фрустрации- потому что он способен духовно подняться над ними.

Обратной стороной этого аспекта человеческой свободы является, по Франклу, ответственность. Ответственность за что? За свободный и разумный выбор в каждой конкретной ситуации, за личный вклад в «достижение целостности».

Франкл разработал концепцию мотивации, не превзойденную до сегодняшнего дня. Он исходил из того, что изначальный поиск и стремления человека обусловлены “волей к смыслу”, которая глубоко заложена в человеке. Это неистребимая тяга человека открыть, найти, осуществить, исполнить смысл. Для Франкла эта “воля к смыслу” была настолько специфически гуманным феноменом, что он не причислял ее только лишь к наследственности или влиянию воспитания и среды, а определял как выражение человеческой духовности. Выражаясь с помощью древнегреческих слов: “нус” простирается в поисках “логоса” (человеческая духовность простирается в поисках смысла). Позиция Франкла, таким образом, отличается от других мотивационных теорий, которые расценивают человеческое стремление к счастью, власти, успеху, преимуществу, выгоде и самореализации как изначально движущие силы влечения. Франкл, конечно, ни в коем случае не отрицал, что подобные движущие силы есть в человеке, но для него они не являлись “изначальными”, а скорее вторичными, путями обхождения, которыми пользуются, когда главный путь блокируется. Согласно его убеждению, человек, испытавший фрустрацию “воли к смыслу”, жадно хватается за удовольствие, власть и иные удовлетворения психики, чтобы компенсировать неудовлетворенность духа. “Нус”, для которого скрыт “логос”, в своем стремлении простираться дальше, в итоге разворачивается к себе.                                                                                                                                 

Виктор Франкл был первым ученым в области психиатрии и психотерапии, который определил, диагностировал и изучал эти симптомы как “ноогенную” проблему. Затронут “нус”, духовно-экзистенциальное ядро личности. Личность, так сказать, задета за живое. Пораженная очевидной пустотой своего существования, ее “воля к смыслу” начинает угасать. В “ноогенном кризисе” “нус” безрезультатно простирается в поисках “логоса”, или возможно, что он уже забросил все попытки. Согласно оценкам, эта проблематика играет значительную роль в более чем трети всех депрессий, синдромов выгорания и разгулах зависимости настоящего времени. При этом сложно оказать поддержку пострадавшему, так как в полном безразличии не работает ни одно конструктивное предложение извне. Кому всё равно, тому не к чему стремиться. Препараты также не могут облегчить этот вид “экзистенциальной фрустрации”.

Но кое на что можно обратить внимание пострадавшего. А именно на то, что на самом деле, если он страдает от отсутствия перспектив смысла, то это признак определенного уровня его духовной зрелости. Да, это можно даже назвать показателем человечности, потому как ни кошке, ни собаке такое страдание не ведомо. Следовательно, ему можно посоветовать терпение и доверие. Потому как “воля к смыслу” дана нам от рождения не без ответной стороны. Таинственным и недосягаемым для нас образом “логос” также простирается навстречу “нусу”, зовет его, касается его, стучится в человеческие сердца. Смысл открывается нам неожиданно. Нередко люди говорят об удивительных совпадениях, которые направили их в определенное русло. Они рассказывают о неожиданных встречах, которые резко поменяли их планы. Рассказывают о дверях, которые им открылись, хотя они думали, что на их месте стена. Рассказывают в духе стихотворения Гете, что “брели просто так, найти не чая ничего” - и вдруг обнаружили нечто потрясающее. Во время “ноогенного” кризиса можно посоветовать спокойно ждать, взбодриться, поддерживать свою готовность для момента, когда осознание смысла, словно луч света, проникнет сквозь тучи затуманенного взора и оживит душу, благодаря внезапному пониманию связей.

Логотерапия успешно применяется как в качестве отдельного независимого подхода, так и в сочетании с другими направлениями, как в индивидуальной, так и в групповой психотерапевтической работе, а также в педагогике. Она доказала свою эффективность в кризисной превенции, интервенции и поственции, при профилактике агрессивного поведения и депрессии, а также суицидального поведения, при работе со всеми видами неврозов, в частности, с ОКР, тревожно-фобическими расстройствами и сексуальными неврозами, при сопровождении психиатрических больных (в сотрудничестве с врачом-психиатром). Особое место занимает логотерапия в системе паллиативной помощи. Хороших успехов удалось достичь при логотерапевтической работе с заключёнными.

bottom of page